Некоторые особенности проведения проективных методик с разными возрастными группами:
- Для детей необходимо использовать специальные, адаптированные версии проективных методик, так как классические варианты, разработанные для взрослых, не подходят для детей. 1 Например, есть специальная версия ТАТ для подростков и детский вариант теста Розенцвейга. 1
- Возможности вербальных проективных методик (основанных на анализе речевой продукции) ограничены уровнем речевого развития ребёнка. 1 Если ребёнок не обладает развитой речью, то средства речевого выражения мыслей и чувств у него слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надёжным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений. 1
- Для дошкольников проективную диагностику следует проводить в игровой форме. 2
- При работе с подростками необходимо учитывать большую ориентацию этой категории на мнение сверстников, чем взрослых. 4 Несмотря на то, что подростки в возрасте 14–16 лет считают себя достаточно взрослыми людьми и могут адекватно отвечать на прямые вопросы, им также доставляет большее удовольствие участие в непростой исследовательской деятельности. 4
Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий, их можно использовать, начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. 1