Некоторые принципы успешной социальной адаптации детей с отклонениями:
- Уважение к личности ребёнка. 3 Этот принцип является базовым в межличностном и образовательно-воспитательном процессе, в развитии личностных особенностей ребёнка с отклонениями. 3
- Индивидуализация обучения. 3 Объём и содержательная глубина учебных предметов должны быть соразмерны способностям ребёнка, а время, отведённое на их усвоение, увеличивается. 3
- Поддержка позитивного эмоционального контакта. 3 Такой контакт заменяет значительную часть социальных отношений между учеником и педагогом, построенных на осознанном понимании их социальных ролей. 3
- Расширение бытового и социального опыта. 2 Эту задачу можно решать средствами специального образования. 2 Рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации. 2
- Создание атмосферы доброжелательного общения. 2 Необходима совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. 2
- Поддержка активности ребёнка, пресечение возможной агрессии. 2 Важно поддерживать самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий. 2
- Предоставление возможности побыть лидером. 5 Это послужит самоутверждению ребёнка и признанию со стороны детей. 5
Успешность социальной адаптации детей с отклонениями зависит от нескольких факторов, среди которых семейная среда, школьная среда, социальная поддержка и индивидуальные особенности ребёнка. 1