Некоторые основные принципы социометрии при изучении межличностных отношений в рабочем коллективе:
- Взаимосвязь всех индивидов. 4 Считается, что люди взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. 4
- Субъективность оценки. 4 Объективная оценка реальности невозможна, так как она состоит из множества субъективных взглядов. 4 У каждого человека есть своя точка зрения на происходящие процессы в мире и в коллективе. 4
- Целесообразность проведения исследования. 4 Целесообразно проводить его в группе, объединённой общей деятельностью или другим критерием на протяжении не менее полугода. 4
- Понимание критериев участниками группы. 4 Каждый участник должен чётко понимать критерии, по которым проводится исследование. 4
- Ограниченность критериев. 45 Обычно их не более 8–10. 4 Между всеми критериями и вопросами должна прослеживаться логическая связь. 45
- Значимость и интерес критериев. 45 Критерии должны быть значимы и интересны для членов группы. 45
- Конкретность критериев. 15 Критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации. 5
Социометрия выявляет симпатии и антипатии внутри коллектива, но не предоставляет конкретных деталей о возможных проблемах. 4 Для более точной диагностики психологических проблем и их решения рекомендуется применять дополнительные методики, такие как беседы, опросы и проективные тесты. 4