Некоторые основные идеи гуманистической педагогики А. Маслоу:
- Сущность личности каждого человека заложена в нём с рождения и находится как бы в «свернутом виде». 2 Все жизненные проявления влияют на открытие и раскрытие личности человека, проявление его собственного «Я». 2
- Формирование личности происходит под влиянием ряда мотивов, которые А. Маслоу представил в виде иерархической структуры. 2 Человек с самого рождения начинает свою деятельность на основании потребностей, представленных на самой первой ступени (физиологические потребности). 2 С течением времени человек растёт, развивается и, соответственно, растут его потребности, которые становятся всё более высокого ранга (любовь, уважение, самоактуализация и т. д.). 2
- В процессе воспитания необходимо в первую очередь помочь ребёнку обнаружить то, что в нём заложено природой и развивать это, а не воспитывать ребёнка по шаблону, делая из него стандартного человека. 2
Некоторые основные идеи гуманистической педагогики К. Роджерса:
- Источники развития личности лежат не вне её, а заложены в ней самой: «человек, есть не то, что он есть, а то, чем он может стать». 1
- Личность существует в центре постоянно изменяющегося мира, воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного понимания и отношения. 1
- Личность постоянно стремится к самопознанию и самореализации, ей свойственна способность к самосовершенствованию. 1
- Самосовершенствование и развитие происходят при активном взаимодействии с окружающей её средой и людьми. 1
- Взаимопонимание, обязательное для её развития, может быть достигнуто только в результате общения. 1
- Внешняя оценка также очень важна для личности и для её самопознания. 1
Таким образом, и А. Маслоу, и К. Роджерс рассматривали свои теории как основу развития самостоятельной и полноценной личности, воспитание которой возможно только в рамках гуманистической педагогики. 2