Ключевые различия между объективными и субъективными методами изучения межличностных отношений заключаются в том, что они направлены на выявление разных аспектов взаимоотношений. 13
Объективные методы позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия в группе сверстников, которая отражает характер их взаимоотношений. 13 Психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздаёт более или менее объективную картину взаимоотношений. 1
Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями их личности и самосознания. 13 В большинстве случаев субъективные методы имеют проективный характер: сталкиваясь с неопределённым неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребёнок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, то есть проецирует (переносит) своё «Я». 110