Некоторые ключевые различия между теориями Выготского и Эриксона в области возрастной периодизации:
1. Подход к развитию:
- Выготский считал, что развитие ребёнка — это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребёнка. {10-host} При этом переход происходит через кризисные периоды, причина которых — противоречия между новыми потребностями ребёнка и старыми условиями их удовлетворения. {10-host} Выготский ввёл понятие центрального новообразования и центральной линии развития, а также общей структуры сознания, которые различаются в каждом возрасте. dzen.ru
- Эриксон разработал концепцию психосоциального развития, охватывающую весь жизненный цикл человека и описывающую кризисы, встречающиеся на его пути. nadpo.ru В основе теории лежит идея, что на каждом этапе развития человек сталкивается с определённым психосоциальным кризисом, который ему необходимо преодолеть. nadpo.ru Эти кризисы представлены в виде противопоставлений, отражающих два возможных исхода: позитивный (например, доверие) и негативный (недоверие). nadpo.ru
2. Критерии периодизации:
- Выготский в основе своей периодизации положил чередование стабильных и кризисных периодов. {8-host}
- Эриксон в своей теории использовал три критерия: «соматическое Я», «сознательное Я», «социальное развитие». {8-host} Психическое развитие осуществляется последовательно и проходит восемь периодов, в каждом из которых имеется центральное новообразование. {8-host} На каждом периоде развитие может пойти как по положительному, так и по отрицательному пути. {8-host}
3. Фокус внимания:
- Выготский фокусировался на чередовании периодов постепенных, медленных и кризисных, резких изменений. dzen.ru
- Эриксон сосредоточился на развитии личности на протяжении всей жизни и интересовался тем, каким образом культурный и социальный контекст влияет на развитие личности. {9-host}