Некоторые ключевые проблемы адаптации первоклассников:
- Неуспеваемость по предметам. 12 Если снижение оценок становится хроническим, то за ним могут скрываться психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению. 1
- Избегание деятельности, уход в себя. 1 Ребёнок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. 1 На переменах он тоже не проявляет активности. 1
- Игнорирование правил поведения. 1 Плохое поведение ребёнка — это действенный способ обратить на себя внимание. 1 Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках. 1
- Вербализм. 1 Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. 1 Ребёнок говорит много, возможно создаёт впечатление смышлёного и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. 1
- Лень. 1 Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. 1 Лень не только влияет на успехи ребёнка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. 1
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. 3 В группу риска входят, например, гиперактивные малыши и дети с повышенным порогом утомляемости. 3