Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий предполагает, что мышление ребёнка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). 2
Гальперин считал, что внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа. 24
Выделены шесть этапов формирования умственного действия: 23
- Мотивация (создание личностного отношения к усвоению действий). 23
- Формирование ориентировочной основы будущего действия. 23 Ключевой момент — ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию. 2
- Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. 23 Происходит практическое освоение действия с использованием предметов. 2
- Этап внешнеречевых действий. 23 Действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. 23 Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). 2
- Этап внутренней речи про себя. 23 Выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»). 23
- Этап умственных действий. 23 На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). 23
Практическое значение теории Гальперина заключается в том, что использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне). 2