Вклад Жана Пиаже в психологию интеллекта заключается в разработке теории когнитивного развития, которая объясняет, как дети развивают своё мышление и понимание мира. 14
Некоторые достижения учёного:
- Выделение четырёх стадий развития интеллекта: 2
- Сенсомоторная стадия (0–2 года) — восприятие мира через рефлексы и простейшие манипуляции с окружающими предметами. 2
- Дооперациональная стадия (2–7 лет) — формирование представления об объектах и вариантах взаимодействия с ними, преобладание эгоцентризма. 2
- Стадия конкретных операций (7–11 лет) — развитие логического мышления. 2
- Стадия формальных операций (12–15 лет) — развитие абстрактного мышления и способности к рассуждению, другими словами — это период, когда у подростка формируется так называемый взрослый интеллект. 2
- Предложение понятия «схема» как основной единицы знания. 1 Схема — это когнитивная структура, которая помогает организовать и интерпретировать информацию. 1
- Выделение процессов ассимиляции и аккомодации, с помощью которых дети адаптируют свои схемы к новым данным. 14
- Выявление важнейшей особенности детского мышления — эгоцентризма. 3 Учёный полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (малоосознаваемого) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению. 3
- Разработка инновационных методов исследования. 4 Пиаже использовал наблюдения, клинические интервью и эксперименты с детьми, чтобы изучить их мышление и когнитивные процессы. 4
Теория Пиаже стала важным этапом в формировании современной детской психологии. 2 Благодаря его исследованиям детская психология стала концентрироваться на изучении познавательной активности ребёнка. 2