Вклад Льва Семёновича Выготского в развитие психологической науки заключается в следующих аспектах:
- Разработка культурно-исторической теории развития психики. 15 Учёный выделил два плана поведения: «натуральный» (продукт биологического развития животного мира) и «культурный» (результат исторического развития). 1
- Создание концепции о «зоне ближайшего развития». 13 Согласно ей, только то обучение является действенным, которое «забегает вперёд» развития. 1
- Изучение соотношения обучения и психического развития ребёнка. 1 Главным источником этого развития Выготский считал изменяющуюся социальную среду, для описания которой ввёл термин «социальная ситуация развития». 14
- Исследование влияния речи, общения и социального взаимодействия на развитие мышления и личности. 3 Учёный выделял ключевую роль культуры и общества в формировании психики. 3
- Создание специального экспериментального метода («инструментального» метода, или «метода двойной стимуляции»). 2 Он позволял изучать социокультурную обусловленность психики человека. 2
- Предложение новой периодизации жизненного цикла человека. 1 В основу периодизации легло чередование стабильных периодов развития и кризисов, сопровождающихся появлением тех или иных новообразований. 1
- Разработка методов диагностики в возрастной психологии, педологии и дефектологии. 2 Системный анализ нарушений позволил подойти к классификации нарушений высших психических функций и отклонений в их развитии и стал основой для разработки эффективных восстановительных и коррекционных методов. 2
Выготский оказал большое влияние на развитие отечественной и мировой психологии, психопатологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, социологии, дефектологии, педологии, педагогики, языкознания, искусствоведения, этнографии. 1