Вклад Василия Васильевича Давыдова в психологию и педагогику заключается в следующих достижениях:
- Разработка логико-психологической концепции о двух основных типах мышления человека — рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. 1 Учёный описал внутренние связи этих типов мышления с процессом обучения. 1
- Создание теории учебной деятельности, которая опирается на понятие содержательного обобщения. 1 На основе этой теории были созданы программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. 12
- Выявление условий организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. 1 Решение задач, по Давыдову, представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.). 1
- Разработка идеи об исходных коллективно-распределённых формах организации учебной деятельности. 5 Результаты исследований послужили основанием для проектирования учебных предметов, предусматривающих организацию групповых совместных форм обучения взрослых и детей. 45
- Предложение нового взгляда на ребёнка как на личность, обладающую собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью, индивидуальными интересами и способностями к обучению. 4
- Разработка диагностических методик определения уровней развития психологических образований. 1
Совместно с Д. Б. Элькониным Давыдов создал психолого-педагогическую теорию развивающего образования, которая получила название теории Эльконина-Давыдова. 2 В 1996 году решением коллегии министерства образования РФ эта система была утверждена в качестве официальной системы начального образования. 3