Вклад П. Я. Гальперина в психологическую науку заключается в следующем:
- Создание нового метода психологического исследования — метода формирующего эксперимента. 1
- Разработка теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий. 34 Внутри этой теории учёный выдвинул и развил положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, разработал шкалу поэтапного формирования. 34
- Оригинальное решение проблемы предмета психологии. 3 Учёный представил все проявления психики (восприятие, память, мышление, внимание, волю и другие психические функции) как разные формы ориентировочной деятельности субъекта. 3
- Создание нового понятия — языкового сознания. 1 На основе выделения языкового сознания Гальперин решил практическую задачу построения научно обоснованного метода обучения иностранному языку и вытекающих из него конкретных методик. 1
- Разработка теории внимания и ряда других частных психологических теорий, которые вошли в золотой фонд отечественной науки. 4
- Применение нового подхода к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития, а также к вопросу о формировании творческого мышления. 2
Кроме того, П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть), придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией». 23