Вклад Льва Выготского в развитие психологии искусства заключается в следующих идеях, изложенных в работе «Психология искусства» (1925): www.pedopyt.ru scienceforum.ru
- Определение искусства как «общественной техники чувства». web.snauka.ru scienceforum.ru Выготский считал, что искусство — это общественный способ выразить свои чувства и эмоции. scienceforum.ru
- Исследование влияния произведений искусства на человека независимо от личности творца и безотносительно к читателю. scienceforum.ru
- Описание метода анализа систем раздражителей — анализ эстетических знаков, которые направлены на возбуждение эмоций в людях, и воссоздание этих эмоций, а не интерпретация душевной организации автора. scienceforum.ru
- Определение основного метода движения художественного произведения — «противочувствование», то есть движение навстречу друг другу двух противоположных эстетических реакций. www.pedopyt.ru www.litres.ru
- Определение катарсиса как точки разрешения этого движения. www.pedopyt.ru www.litres.ru В понимании Выготского катарсис — это обезличивание и автора, и героев, и зрителя в более возвышенной человеческой правде. www.pedopyt.ru
- Определение искусства как синтеза чувства и фантазии. www.pedopyt.ru Выготский предлагал рассматривать эти феномены как единый процесс, что помогало понять один из главных вопросов творчества — переход от жизненного материала к художественным образам. web.snauka.ru
Таким образом, научная школа Выготского заложила основы для дальнейших исследований креативности, творческой деятельности и её составляющих (наблюдение, воображение, фантазия, эмоции и интуиция). web.snauka.ru