Вклад Б. М. Теплова в развитие учения о способностях заключается в следующих аспектах:
- Определение способностей. 3 Теплов понимал способности как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. 23 Он выделил три признака способностей, которые легли в основу наиболее часто используемого определения: 3
- Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 3
- Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. 3
- Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают лёгкость и быстроту их приобретения. 3
- Гипотеза о наличии общих и частных способностей. 12 Общие способности существуют внутри частных и неразрывно связаны с ними, их можно найти как неизменную величину в разных видах деятельности. 12
- Изучение природы способностей и роли врождённых особенностей. 12 Теплов отмечал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок и подвергал критике идеи о предопределённости индивидуальных способностей. 1 Он считал, что биологические задатки — это только предпосылки развития, они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определёнными условиями. 1
- Разработка целостной концепции индивидуальности. 1 Теплов собрал обширнейший материал о жизни великих русских композиторов и проанализировал их биографии, воспоминания и творчество с разных точек зрения. 1 Этот способ многостороннего анализа был распространён затем на описание ума и воли выдающихся полководцев. 1
- Изучение свойств нервной системы человека. 12 Теплов стал основоположником нового научного направления в отечественной науке — дифференциальной психофизиологии, или психофизиологии индивидуальных различий. 1 Одно из важнейших положений этой теории — единство природного и социального в индивидуальности. 1
Таким образом, Б. М. Теплов провёл значительную теоретическую работу и выполнил фундаментальные эмпирические исследования по психологии индивидуальных различий в сфере способностей. 4