Третья теория развития ребёнка, предложенная Л. С. Выготским, заключается в положении о ведущей роли обучения. 13 Учёный рассматривал обучение как движущую силу развития. 1
Согласно этой теории, обучение создаёт зону ближайшего развития — расстояние между уровнем актуального и возможного развития ребёнка. 3 Уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития — умственное развитие на завтрашний день. 3
Также Л. С. Выготский ввёл понятие социальной ситуации развития — специфического для данного возраста отношения между ребёнком и средой. 5 Социальная ситуация развития определяет характер жизни и деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе. 5
Ещё одна идея теории — закон развития высших психических функций. 2 По мнению учёного, первоначально они возникают как форма коллективного поведения и только потом становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека. 3