Теория умственных действий П. Я. Гальперина заключается в том, что она раскрывает условия, закономерности и механизмы формирования элементов психической деятельности. 1
Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями. 3 Учёный предположил, что мышление ребёнка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). 3
Гальперин считал, что любое внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа. 3
Согласно теории П. Я. Гальперина, в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов: 3
- Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий). 3
- Формирование ориентировочной основы будущего действия. 3 Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию. 3
- Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. 3 На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов. 3
- Этап внешнеречевых действий. 3 На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. 3 Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). 3
- Этап внутренней речи про себя. 3 На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»). 3
- Этап умственных действий. 3 На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). 3 При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания. 3