Теория когнитивной нагрузки — это теория обучения, которая предполагает, что можно достичь оптимального усвоения материала, обеспечив адекватную нагрузку на оперативную память учащегося. 4
Она объясняет, что рабочая (или кратковременная) память имеет ограниченную ёмкость, и её перегрузка снижает эффективность обучения. 2 Когнитивная нагрузка — это объём информации, которую рабочая память может хранить в отдельный момент времени. 2
По мнению теории, факторы, которые усложняют обучение или отвлекают от важных моментов, увеличивают когнитивную нагрузку на человека при обработке информации. 2 В итоге это мешает сосредоточиться и запомнить нужные сведения. 2
Согласно теории, чтобы повысить эффективность обучения, необходимо устранить отвлекающие факторы и снизить нагрузки на рабочую память. 2
Теорию когнитивной нагрузки сформулировал в 1988 году Джон Свеллер, нейрофизиолог и педагог-психолог из Австралии. 2