«Я-сообщение» при активном слушании — это форма высказывания, в которой человек говорит о своём видении возникшей ситуации, чувствах и намерениях, а не обвиняет другого. 1
Техника «Я-сообщения» включает несколько частей: 2
- Описание события («Когда…»). 2 Это нежелательная ситуация, тот факт, который не устраивает в поведении другого человека. 2 Важно избегать эмоций и оценки человека как личности. 2 Пример: «Когда ты опаздываешь…». 2
- Реакция («Я чувствую…»). 2 Нужно описать свои чувства и ощущения в связи с таким поведением. 2 Примеры: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю». 2
- Объяснение воздействия. 2 Необходимо описать, какое воздействие это поведение оказывает на себя или на окружающих. 2 В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остаётся мало времени на общение с тобой» и т. д.. 2
- Предпочитаемый исход («Мне хотелось бы, чтобы…»). 2 Нужно сообщить о желательном варианте, то есть о том, какое поведение хотелось бы видеть вместо того, которое вызвало недовольство. 2 Пример: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя». 2
Таким образом, «Я-сообщение» позволяет выразить негативные чувства, не обидев при этом собеседника. 4