Связь между развитием речи и формированием произвольного поведения заключается в том, что речь помогает ребёнку овладеть собственным поведением. 15
Некоторые аспекты этой связи:
- Фиксирование результатов действия. 1 Речь сопровождает действие: ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие. 1
- Планирование и регулирование. 14 С помощью речи ребёнок может сформулировать цель своих действий, спланировать их последовательность, а также сопоставить содержание и цели деятельности. 1
- Объективация собственных действий и их осознание. 1 Ребёнок становится способным взглянуть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать. 5
- Связывание действий во времени. 5 Из ряда разрозненных, бессвязных эпизодов жизнь ребёнка постепенно превращается в единый, непрерывный процесс, в котором сиюминутные, текущие действия существуют не сами по себе, а в их связи с прошлым и будущим. 5
Согласно концепции Л. С. Выготского, речь — универсальная система знаковых средств, которая позволяет освободить человека от давления наличной ситуации и сделать его поведение осознанным. 14