Суть процесса опережающего развития по мнению Льва Выготского заключается в том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать и вести за собой. 3
Процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. 3
Учёный выделил два уровня умственного развития ребёнка: 1
- Уровень актуального развития — наличный уровень подготовленности, характеризующийся состоянием интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно. 1
- Уровень, определяющий «зону ближайшего развития» — такой уровень психического развития, который достигается в сотрудничестве со взрослым, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне интеллектуальных возможностей ребёнка. 3