Сущность культурно-исторической теории развития памяти (высших психических функций) заключается в идее о социальном опосредовании психической деятельности человека, разработанной Л. С. Выготским. 3
По его мнению, высшие психические функции, в том числе память, возникли в ходе культурного развития общества и имеют социальное происхождение. 2 Эти функции начинают своё становление и развитие на основе низших, тем самым поведение человека становится осознанным, произвольным. 2
Некоторые положения теории:
- У человека есть две линии развития: натуральная (физическое, естественное развитие ребёнка с момента рождения) и культурная (возникает при появлении общения с окружающим миром). 3
- В процессе овладения системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции, которые характеризуются социальностью, опосредствованностью и произвольностью. 1
- Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. 3 Например, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением. 3
- Развитие внешних психических функций связано с обучением, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. 4