Сущность эмпатии как профессионального качества педагога заключается в способности понимать другого человека (в данном случае ученика), сопереживать, сочувствовать, уметь проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место и понять цель и мотивы его поведения и деятельности. 1
Эмпатия включает в себя несколько компонентов: 4
- Когнитивный. 4 Умение воспринять и распознать эмоциональное состояние ученика. 4
- Эмоциональный. 4 Сопереживание ученику, эмоциональная идентификация с ним. 4
- Поведенческий. 4 Оказание действенной помощи воспитаннику. 4
Эмпатия важна для педагога, так как она:
- Способствует возникновению взаимопонимания в процессе взаимодействия. 1 Для ученика эмпатичность учителя имеет большее значение, чем его ролевое поведение. 1
- Гармонизирует педагогический процесс. 1 Создаёт особую эмоциональную атмосферу, способствующую развитию и ученика, и учителя. 1
- Помогает реализовать индивидуальный подход в педагогической деятельности. 3 Педагог может получить большое количество информации, анализируя жесты, мимику, разговор ребёнка, его внешний вид и взаимодействие с одноклассниками. 3