Центрация педагога по А. Б. Орлову — это мотивационно-потребностное направление работы педагога, его сфера, а также интерес и переживания об определённых участниках педагогической системы. 1 Это избирательная психологическая обращённость педагога к ним и следование их интересам. 1
А. Б. Орлов считал, что характер центрации учителя определяет всё многообразие его деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т. д.. 23
Учёный выделил несколько видов центрации педагога: 1
- Эгоистическая — центрация на интересах своего «Я». 15
- Бюрократическая — центрация на интересах и требованиях администрации. 15
- Конформная — центрация на мнении своих коллег. 1
- Авторитетная — центрация на родителях тех, кто учится. 1
- Познавательная — основной интерес учителя заключается в средствах обучения и воспитания. 1
- Альтруистическая — для учителя самое главное — это интересы и потребности учащихся. 1
- Гуманистическая — для учителя на первый план выходит своя сущность и сущность окружающих людей. 1 Это могут быть учащиеся, родители, коллеги и администрация. 1