Специфика взаимодействия познавательных процессов с другими классами психических процессов заключается в их одновременном и слаженном взаимодействии. 4 В результате человек воспринимает и понимает мир не как нагромождение отдельных цветов, звуков, ощущений, а комплексно. 24
Некоторые примеры такого взаимодействия:
- Восприятие формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств и тесно связано с мышлением. 4 Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. 4
- Внимание, включаясь в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчётливыми, восприятие более точным, улучшаются память и мышление. 4
- Мышление влияет на протекание ощущений, восприятия, памяти: восприятие становится более осмысленным и контролируемым, оно тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 4
- В процессах запоминания участвует мышление в единстве с речью. 4 Чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее он запоминается. 4