Специфика развития нравственной сферы у дошкольников заключается в том, что в этот период дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. 4 Некоторые особенности нравственного развития дошкольников:
- В раннем дошкольном возрасте (3–4 года) происходит усвоение простых норм и культуры поведения. 1 Ребёнок начинает понимать, что можно делать, а что нельзя, основываясь на указаниях взрослых. 1 Например, он учится благодарить, прощаться, делиться игрушками. 1
- В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) дети начинают осознавать принципы и применять их в жизни. 1 Они могут оценивать свои поступки и других людей, опираясь на понятия справедливости, честности и уважения. 1 Ребёнок испытывает потребность поступать правильно, чтобы сформировать положительное отношение к себе со стороны окружающих. 1
- Нравственные чувства, даже те, которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. 2 Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребёнком. 2
- В развитии нравственности пример взрослого играет важную роль. 2 Положительный пример родителей способствует тому, что ребёнок легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. 2
- В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребёнок сравнивает себя и свои действия. 2