Специфика профессиональной компетентности практического психолога заключается в сочетании знаний, навыков, умений и личных качеств, которые помогают эффективно работать с клиентами. 5
Некоторые аспекты специфики:
- Наблюдение. 5 Психолог целенаправленно и систематически воспринимает поведение, эмоции и реакции клиента. 5 Так специалист собирает информацию о человеке, понимает его внутренний мир и устанавливает контакт. 5
- Эмпатия. 5 Способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние клиента, искреннее сочувствие и сопереживание. 5
- Активное слушание. 5 Умение сконцентрироваться на том, что и как говорит человек. 5
- Безоценочное отношение. 5 Психолог принимает клиента таким, какой он есть, не осуждает и не критикует. 5 Специалисту важно уметь сохранять нейтральную позицию и не навязывать своё мнение. 5
- Развитие самопознания. 13 Чем больше психолог знает о себе, тем лучше он понимает клиента. 1
- Толерантность к неопределённости. 1 Процесс консультирования часто проходит в таких ситуациях, так как психолог не может определить заранее, с какими проблемами придёт к нему клиент и какими способами их необходимо будет решать. 1
- Постановка реалистичных целей. 1 Психолог должен понимать ограниченность своих возможностей и, исходя из этого, ставить перед собой реально достижимые цели. 1
Профессиональная компетентность практического психолога также проявляется в поиске инновационных и креативных подходов к решению задач и проблем, а также в профессиональной коммуникабельности. 2