Роль социальной ситуации развития в периодизации Л. С. Выготского заключается в том, что она определяет весь образ жизни ребёнка, его социальное бытие, особенности сознания и представляет исходный момент для всех динамических преобразований возраста. 2
Некоторые аспекты роли социальной ситуации развития:
- Определение пути приобретения новых свойств личности. 14 Ребёнок черпает их из социальной действительности как из основного источника развития. 1
- Возникновение основного типа деятельности. 4 В социальной ситуации возникает ведущий тип деятельности, в котором развиваются новообразования, присущие определённому возрасту. 4
- Перестройка социальной ситуации развития. 15 По мере развития ребёнка прежняя ситуация развития распадается, и соразмерно с его развитием складывается новая ситуация развития, которая становится исходным моментом для следующего возраста. 1
- Участие в разрешении противоречий. 2 Суть противоречий — несоответствие старой социальной ситуации развития и уровня достижений ребёнка, то есть тех новообразований, которые уже сформированы. 2
Таким образом, социальная ситуация развития в концепции Л. С. Выготского — это специфические для каждого возраста условия, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека. 5