Роль предметно-пространственного окружения в формировании личности ребёнка заключается в следующем:
- Передача социального опыта. 13 Каждый предмет в такой среде несёт определённые сведения об окружающем мире. 13 Это расширяет кругозор ребёнка, обеспечивает художественное восприятие, открывает мир музыки и искусства. 1
- Побуждение к деятельности. 1 Предметно-пространственное окружение воздействует на эмоциональный мир ребёнка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию. 1
- Предоставление возможностей для индивидуального самовыражения. 1 С помощью гибкого зонирования и свободной планировки такая среда обеспечивает активную жизнедеятельность и возможности для самовыражения. 1
- Обеспечение свободы выбора. 23 В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. 23 Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. 23
- Создание положительного психологического климата. 2 Такая среда способствует формированию субъектных качеств дошкольника, его разносторонних способностей, стимулирует разные виды активности, обозначает индивидуальность. 2
Таким образом, предметно-пространственная среда выступает в роли движущей силы развития и становления личности, а также присущих ей видов деятельности. 2