Роль личного примера в процессе нравственного развития заключается в том, что он даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. 34
Некоторые функции личного примера в нравственном развитии:
- Расширение нравственного опыта. 2 Пример — это возможная модель выстраивания отношений с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. 2
- Побуждение к внутреннему диалогу. 2 Пример помогает ребёнку разобраться в чувствах, мыслях, поступках других людей, соотнести своё поведение. 2
- Формирование духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок. 3 Воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. 3
- Стимулирование самовоспитания. 5 Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. 5
Примером для воспитанников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, которые ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. 5