Роль культурно-исторического подхода в психологии развития заключается в том, что он предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. 4
Некоторые аспекты влияния этого подхода:
- Понимание формирования высших психических функций. 3 Согласно теории, они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии становятся индивидуальными функциями самого ребёнка. 35
- Учёт роли обучения. 2 Движущей силой психического развития, по мнению Л. С. Выготского, является обучение. 2 Оно создаёт зону ближайшего развития, то есть возникновение интереса к жизни, пробуждение и приведение в движение внутренних процессов развития. 2
- Представление о развитии как о стадиальном процессе. 4 Развитие, по Выготскому, происходит не как равномерно-постепенное, а как ступенчатое, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. 4
- Учет неравномерности детского развития. 3 Каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. 3
Таким образом, культурно-исторический подход помогает понять, что развитие психики в онтогенезе можно представить как процесс присвоения ребёнком общественно-исторических способов внешней и внутренней деятельности. 3