Развитие воли в дошкольном возрасте заключается в формировании способности сознательно управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями. 2
Некоторые особенности развития воли в этот период:
- Освоение целеполагания. 45 Ребёнок учится ставить цель деятельности, которая с возрастом изменяется по содержанию. 5 Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями, а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. 5
- Соподчинение мотивов. 45 Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. 5
- Развитие способности к волевому усилию. 45 Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. 5
- Формирование самоконтроля. 45 Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребёнок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. 45
- Складывание произвольности. 4 Произвольность складывается в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми. 4
Некоторые факторы, которые способствуют развитию воли у дошкольников:
- Игры. 14 Правила игр становятся точкой опоры, которая помогает ребёнку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. 24
- Чтение литературы. 1 Рассказы о людях, проявивших мужество и героизм, активизируют процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств. 13
- Совместная работа в коллективе. 3 Ребёнок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. 3