Развитие произвольности в поведении детей заключается в формировании способности управлять своими поступками и настроением. 5
Некоторые аспекты развития произвольности:
- Преодоление зависимости от сиюминутной ситуации. 4 Пока ребёнок полностью включён в неё, он не способен осознать свои действия и определённым образом отнестись к ним, его поведение будет импульсивным и непроизвольным. 4
- Умение выполнять элементарные действия, связанные с преодолением трудностей. 3 Произвольное поведение начинает складываться, когда ребёнку впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. 3
- Способность удерживать цель действия до конца. 1 Если задание несложное и не занимает много времени, ребёнок может его выполнять. 1 Он стремится преодолевать трудности и не сдаваться, что свидетельствует о высоком уровне целенаправленности. 1
- Способность справляться с собственными желаниями. 1 Например, отказываться от интересных занятий ради поручений взрослых. 1
- Способность планировать свои действия на будущее. 3 Развитое умение помогает ребёнку придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности. 3
Некоторые факторы, способствующие развитию произвольности:
- Игровая деятельность. 15 Подвижные игры с правилами формируют у ребёнка образ поведения, задают перечень разрешённых и запрещённых действий. 5
- Трудовая и бытовая деятельность. 2 В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность, преодолевать трудности. 2
- Общение со сверстниками и взрослыми. 25 В процессе внеситуативно-личностного общения ребёнок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий. 3