Разница между зарубежной и отечественной периодизацией психического развития заключается в следующих положениях:
Зарубежная периодизация рассматривает возрастное развитие как общее изменение личности. 4 В её рамках развитие представляется в виде последовательного прохождения индивидом этапов или стадий, за время которых должны быть разрешены противоречия возраста и сформированы соответствующие этапу интеллектуальные операции и личностные новообразования. 1 Например, согласно Ж. Пиаже, все дети в интеллектуальном развитии последовательно проходят сенсомоторную (от рождения до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 лет до 11–12 лет) и формальных операций (с 12 лет и далее). 1 По мнению Э. Эриксона, все дети в социальном или личностном развитии проходят пять кризисов, или этапов, каждый из которых должен завершиться психосоциальной адаптацией, или решением основной возрастной задачи. 1
Отечественная периодизация описывает развитие ребёнка как чередование периодов постепенных, медленных и кризисных, резких изменений. 1 Этот подход детально разработал Л. С. Выготский. 1 Например, он ввёл понятие центрального новообразования и центральной линии развития, а также общей структуры сознания, которые различаются в каждом возрасте. 1 По его мнению, каждый стабильный период развития завершается формированием центрального психологического новообразования, которое за очень короткое время кардинально меняет функционирование психики ребёнка в целом, приводит к качественному изменению структуры его сознания. 1
Таким образом, основное различие заключается в том, что зарубежная периодизация фокусируется на общих изменениях личности и последовательности этапов развития, в то время как отечественная периодизация акцентирует внимание на чередовании стабильных и кризисных периодов, а также на формировании центральных психологических новообразований. 15