Вопросы к Поиску с Алисой
Разница между зарубежной и отечественной периодизацией психического развития заключается в следующих положениях:
Зарубежная периодизация рассматривает возрастное развитие как общее изменение личности. spravochnick.ru В её рамках развитие представляется в виде последовательного прохождения индивидом этапов или стадий, за время которых должны быть разрешены противоречия возраста и сформированы соответствующие этапу интеллектуальные операции и личностные новообразования. psy.su Например, согласно Ж. Пиаже, все дети в интеллектуальном развитии последовательно проходят сенсомоторную (от рождения до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 лет до 11–12 лет) и формальных операций (с 12 лет и далее). psy.su По мнению Э. Эриксона, все дети в социальном или личностном развитии проходят пять кризисов, или этапов, каждый из которых должен завершиться психосоциальной адаптацией, или решением основной возрастной задачи. psy.su
Отечественная периодизация описывает развитие ребёнка как чередование периодов постепенных, медленных и кризисных, резких изменений. psy.su Этот подход детально разработал Л. С. Выготский. psy.su Например, он ввёл понятие центрального новообразования и центральной линии развития, а также общей структуры сознания, которые различаются в каждом возрасте. psy.su По его мнению, каждый стабильный период развития завершается формированием центрального психологического новообразования, которое за очень короткое время кардинально меняет функционирование психики ребёнка в целом, приводит к качественному изменению структуры его сознания. psy.su
Таким образом, основное различие заключается в том, что зарубежная периодизация фокусируется на общих изменениях личности и последовательности этапов развития, в то время как отечественная периодизация акцентирует внимание на чередовании стабильных и кризисных периодов, а также на формировании центральных психологических новообразований. psy.su spravochnick.ru