По мнению Л. С. Выготского, обучение и развитие — разнокачественные явления, которые не совпадают, но взаимосвязаны. 3
Развитие всегда шире, чем обучение. 2 Например, делая шаг в обучении, ребёнок продвигается в развитии на два шага. 12 При этом развитие подготавливает обучение, а обучение, в свою очередь, стимулирует развитие. 12
Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития, создавая зону ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (степенью трудности задач, которые ребёнок решает самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). 1
Таким образом, по Выготскому, обучение — это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. 2