Возможно, имелись в виду этапы формирования сознания от рождения ребёнка до зрелого возраста, выделенные Г. К. Ушаковым. 2 Вот некоторые из них и особенности, которые характерны для каждого:
- До 1 года — бодрствующее сознание. 2 Ребёнок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. 2
- От 1 года до 3 лет — предметное сознание. 2 Сознание ребёнка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объём этих представлений увеличивается с того периода, когда ребёнок начинает ходить. 2 Ребёнок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живёт только в настоящем. 2
- От 3 до 9 лет — индивидуальное сознание. 2 Появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. 2
- От 9 до 16 лет — коллективное сознание. 2 В этом периоде становятся отчётливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. 2
- От 16 до 22 лет — рефлексивное, высшее социальное сознание. 2 На этом уровне многообразные приобретённые знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. 2 Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. 2
Между всеми стадиями сознания всегда сохраняется глубокая внутренняя преемственность. 1 Каждая стадия сознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий сознания. 1
Важно учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться. 1