Психологический эффект дежавю заключается в том, что происходящие впервые события и незнакомые условия воспринимаются мозгом как уже пережитые в прошлом. 2
При этом человек обычно не может связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого. 4 Например, может казаться, что уже было в определённом месте, слышал разговор или встречался с конкретным человеком. 3
Некоторые теории, которые пытаются объяснить возникновение дежавю:
- Ошибки в памяти и перерывы в её обработке. 3 Информация может храниться дважды: один раз в краткосрочной памяти и второй раз в долгосрочной. 3 Ошибки восприятия или обработки информации могут вызвать смешение между двумя типами памяти и создать иллюзию дежавю. 3
- Способность мозга прогнозировать будущие события на основе прошлого опыта. 3 Мозг может ошибочно истолковывать текущую ситуацию как уже пережитую. 3
- Активация эмоциональных аспектов памяти. 3 Эмоциональные события имеют большую вероятность быть запомненными и оставлять более яркие впечатления. 3
- Несоответствие между ожиданиями и реальностью. 3 Когда человек ожидает определённого события или ситуации и оно происходит, подсознание может создавать ощущение, что уже переживало это ранее. 3
Феномен дежавю до сих пор не до конца изучен наукой, поскольку сложно воспроизвести его в лабораторных условиях. 1