Профессиональная компетентность педагога с точки зрения психолого-педагогических знаний заключается в системе профессиональных знаний, умений и навыков, а также в совокупности качеств личности педагога, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. 3
Некоторые аспекты профессиональной компетентности педагога с точки зрения психолого-педагогических знаний:
- Осведомлённость об индивидуальных особенностях учеников, их способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки. 2
- Знание процессов общения, происходящих в группах, с которыми работает педагог, а также внутри групп. 2 Важно понимать, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов. 2
- Осведомлённость об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей деятельности и личности. 2
- Умение выстраивать собственную профессиональную деятельность, которая соответствует таким требованиям, как ориентировочная, структурная и функциональная полнота, мотивационная и коммуникативная адекватность. 3
- Умение самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ученика. 1
Психолого-педагогическая компетентность включает в себя несколько компонентов: 1
- Психолого-педагогическая грамотность — общепрофессиональные знания. 1
- Психолого-педагогические умения — способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. 1
- Профессионально значимые личностные качества — неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого её характера. 1