Принцип зоны ближайшего развития по Л. С. Выготскому заключается в том, что это уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. 2
Другими словами, зона ближайшего развития — это то, что ребёнок сейчас может выполнять лишь в совместной деятельности со взрослым, но впоследствии сможет делать это самостоятельно. 2
Границей между зоной актуального развития (то есть зоной доступной для самостоятельного выполнения ребёнка) и зоной ближайшего развития является то трудное задание, с которым ребёнок не способен справиться самостоятельно и он нуждается в помощи взрослого. 3
Учёт зоны ближайшего развития позволяет диагностировать возможности и перспективы психического развития детей, а также давать педагогические прогнозы и рекомендации. 2