Принцип гуманизации при перевоспитании личности заключается в гуманном отношении к воспитаннику, уважении его прав и свобод. 2
Некоторые аспекты этого принципа:
- Учёт индивидуальных особенностей. 12 Для каждого воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания, учитывая его функционально-психологические особенности. 1
- Принятие ребёнка. 1 Это признание того, что ребёнок имеет право быть таким, какой он есть. 1 Если педагог принимает ребёнка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. 1
- Уважение к позиции воспитанника. 2 Даже когда он отказывается выполнять предъявляемые требования, к его позиции нужно относиться с уважением. 2
- Ненасильственное формирование требуемых качеств. 2 Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а создают такие условия, чтобы он сам пришёл к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. 1
- Отказ от наказаний, которые унижают честь и достоинство личности. 2
- Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). 2