Подход Л. С. Выготского к развитию личности заключается в признании социальной среды главным источником развития. 1 Учёный утверждал, что личность — это не врождённое, а социальное понятие, которое формируется в результате культурного развития человека. 5
Некоторые аспекты подхода Выготского:
- Субъективная активность. 2 Развитие личности происходит благодаря активной работе субъекта, его индивидуальным стремлениям, интересам и познавательным потребностям. 2
- Важность сотрудничества. 1 Главным источником развития личности ребёнка является сотрудничество с другими людьми, а важнейшей чертой сознания — диалогичность. 1
- Зона ближайшего развития. 15 Обучение должно ориентироваться на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого. 5
- Важность игры. 5 Игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. 5 Игры помогают изучать свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. 5
- Представление о развитии как о стадиальном процессе. 1 Периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса, которые означают ломку старого багажа и формирование нового способа жизни. 1