По мнению Л. С. Выготского, житейские и научные понятия в детском возрасте развиваются противоположными путями, но при этом связаны и являются необходимыми ступенями в развитии мышления ребёнка. 1
Некоторые особенности развития житейских и научных понятий:
- Житейские понятия ребёнок усваивает спонтанно, в естественном общении со взрослыми, в восприятии родного языка. 1 Такие понятия больше связаны с чувственно-практической деятельностью, они конкретны и ситуативны. 5 Житейские понятия имеют под собой большой личный практический опыт, но, не входя в содержание школьного обучения, лишь с трудом определяются ребёнком. 5
- Научные понятия развиваются в процессе обучения, они легко определяются, но поначалу мало связаны с практическим опытом ученика. 5 Развитие научного понятия начинается с его словесного определения, применения в различных логических операциях, поиска его отношений к другим понятиям. 5 При этом ребёнок гораздо лучше осознаёт само понятие, чем представленный в нём предмет. 5
- Житейские понятия развиваются от конкретного к общему, научные — от общего к конкретному (общее как вербализованное, выраженное в слове). 5
- Для житейских понятий характерна неспособность ребёнка к осознанию логических операций (например, причинных отношений), которыми он может пользоваться правильно, если они возникают спонтанно, но не может выполнять их произвольно и намеренно. 5
- Научное понятие характеризуется произвольностью и системностью. 5
Таким образом, житейские понятия создают основу для дальнейшего развития научных понятий, а научные, в свою очередь, подготавливают почву для формирования житейских понятий. 1