Основная разница между методом оперантного обусловливания Скиннера и методами социального научения других психологов заключается в подходах к объяснению формирования поведения. 3
Метод оперантного обусловливания Скиннера предполагает, что поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем. 4 При этом начальный стимул может быть неизвестен: человек совершает произвольно порождаемое действие, а последствия (вознаграждение или наказание) определяют, будет ли оно повторено. 1
Методы социального научения предполагают, что новое поведение можно усвоить, просто наблюдая за ним и его результатами в контексте. 3 В теориях социального научения ребёнок рассматривается не как автомат, механически реагирующий на подкрепление и наказание, а как познающий и интерпретирующий события человек, живущий среди других людей и перенимающий их опыт. 1
Таким образом, метод оперантного обусловливания Скиннера фокусируется на последствиях поведения, а методы социального научения — на наблюдении и усвоении опыта через моделирование. 13