Методика «Эталоны» О. М. Дьяченко направлена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). 24
Суть задания: ребёнку предлагают отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону. 24 Для этого используется тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы. 24 Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из четырёх фигур-эталонов. 2
Инструкция: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. 2 Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. 2 Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. 2 Так вы должны отметить фигурки на всех четырёх страницах». 2
Максимальный балл (по всем 4 страницам) — 32. 2 Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. 2 Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл). 2
Уровни развития восприятия: 32–27 баллов — высокий, 26–20 баллов — средний, от 19 и ниже — низкий. 12