Метод проблемных ситуаций Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой заключается в создании естественных экспериментов, в которых ребёнок ставится перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). 13
Цель методики — выявить степень эмоциональной вовлечённости ребёнка в действия сверстника, а также характер и степень выраженности сопереживания сверстнику. 4
Один из примеров проблемной ситуации — методика «Мозаика». 4 В игре участвуют двое детей. 4 Взрослый даёт каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. 4 Сначала одному из детей предлагается на своём поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнёра. 4 В процессе выполнения ребёнком задания взрослый сначала порицает его действия, а затем поощряет их. 4 Фиксируется реакция наблюдающего ребёнка на оценку взрослого, обращённую к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. 4
Ещё одна методика — «Картинки». 15 Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие различные ситуации взаимодействия со сверстниками. 15 Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. 15