Метод поэтапного формирования новых навыков в психологии основан на теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной П. Я. Гальпериным. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
Согласно этой теории, внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, проходя ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org Выделяют шесть этапов формирования умственных действий: ru.ruwiki.ru
- Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий). ru.ruwiki.ru
- Формирование ориентировочной основы будущего действия. ru.ruwiki.ru Ключевой момент этого этапа — ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к нему. ru.ruwiki.ru
- Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. ru.ruwiki.ru Происходит практическое освоение действия с использованием предметов. ru.ruwiki.ru
- Этап внешнеречевых действий. ru.ruwiki.ru Действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. ru.ruwiki.ru Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). ru.ruwiki.ru
- Этап внутренней речи про себя. ru.ruwiki.ru На этом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»). ru.ruwiki.ru
- Этап умственных действий. ru.ruwiki.ru На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). ru.ruwiki.ru
Использование такого метода сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне). ru.ruwiki.ru