Метод «чёрного ящика» в психологии — это подход, при котором определяются реакции человека на основе существования связи между стимулом и реакцией. 10 Поведение человека определяется стимулами (событиями) внешней среды: какой стимул, такая и реакция. 10 Например, американский психолог Б. Скиннер называл организм человека «чёрным ящиком», в котором лежат эмоции, мотивы, влечения — всё то, что, по мнению учёного, нельзя объективно измерить. 2
В маркетинге модель «чёрного ящика» рассматривается в качестве набора определённых стимулов, под действием которых покупатель принимает решение о покупке конкретного товара у конкретного продавца. 1
Модель «чёрного ящика» имеет вход и выход: 1
- На входе — базовые условия потребительского выбора: покупатели с их нуждами и потребностями, товары, способные их удовлетворить, их рыночная стоимость и информация, на основе которой принимается окончательное потребительское решение. 1
- Сам чёрный ящик определяется стимулами, под воздействием которых покупатель принимает решение о покупке. 1 Условно они делятся на две большие группы: стимулы внутреннего порядка и стимулы внешнего порядка. 1 Первые определяются ценностными установками, склонностями и базовыми характеристиками личности самого индивида, вторые формируются во внешней по отношению к покупателю среде. 1
- На выходе из «чёрного ящика» — конкретное потребительское решение, опосредованное выбором конкретного продукта и его количества, определением приемлемой цены и места совершения покупки. 1