Концепция зоны ближайшего развития (ЗБР) в психологии заключается в том, что это расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). 4
Согласно Л. С. Выготскому, ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности. 1 То, что изначально доступно для ребёнка под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (навыками, умениями). 1
Границей между зоной актуального развития и зоной ближайшего развития является то трудное задание, с которым ребёнок не способен справиться самостоятельно и он нуждается в помощи взрослого. 1
Определение зоны ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития, а также имеет важное значение для диагностики психического развития ребёнка. 1