Концепция профессиональной идентичности по Л. Б. Шнейдер заключается в осознании индивидом себя как субъекта определённой профессиональной деятельности и профессионального сообщества, субъективной оценке значимости членства в этом сообществе, ощущении своей профессиональной компетентности. 1
Некоторые аспекты концепции:
- Базовые компоненты профессиональной идентичности: отождествление себя с определённым делом и соотнесение себя с определённым профессиональным сообществом. 1
- Структурные компоненты: смыслы трудовой деятельности, субъективные ценности, наличие профессиональных образов трудовой деятельности. 1
- Показатели профессиональной идентичности: стремление к профессиональному общению, решению сложных практических задач, творческом подходе к решению задач, а также передаче собственного опыта. 1
- Формирование профессиональной идентичности происходит в результате процесса профессионального обучения и самостоятельной практики, окончательно оформляется к 30–35 годам (особенно в высоко специализированных профессиях). 1
- Профессиональная идентичность поддаётся трансформации, если изменяется образ «Я» личности относительно реализуемой деятельности, или сама деятельность. 1
Шнейдер выделила несколько типов профессиональной идентичности и разработала метод её диагностики. 3