Концепция профессионализма А. К. Марковой включает в себя широкий круг вопросов: предмет психологии профессионализма, стороны и критерии профессионализма, его уровни, этапы и ступени, мотивационно-смысловые и операциональные составляющие профессионализма и другие. 3
Некоторые аспекты концепции:
- Выделение стадий развития профессионализма. 1 Среди них: допрофессионализм (работник ещё не владеет профессиональными нормами, приёмами и техниками), профессионализм (работник усваивает основные технологии трудового процесса, осознанно определяет цели и задачи), суперпрофессионализм (работник максимально приближён к профессиональному «акме», становится творцом, новатором) и другие. 1
- Определение компетентности. 24 Под ней понимается индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. 2 А. К. Маркова выделяет четыре вида компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную. 4
- Рассмотрение профессиональных деформаций. 3 Автор отмечает, что при неблагоприятных условиях труда (высокая напряжённость, плохой психологический климат, резкие изменения режима труда и перегрузки и т. д.) могут возникать деформации, профессиональные болезни и другие нарушения профессионального развития. 3
- Подчёркивание взаимосвязи между этапами развития профессионализма и зонами личностного развития работника. 1
А. К. Маркова подчёркивает, что основы профессионализма закладывает в человеке общество, которое постоянно обучает работника в течение его жизни в разных формах профессионального образования накопленным в профессиях нормам трудовой деятельности. 5