Концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина — подход к изучению природы темперамента, согласно которому индивидуальность понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. 35
Некоторые аспекты концепции:
- Выделение уровней индивидуальных свойств. 2 В теории интегральной индивидуальности есть уровень организма, уровень индивидно-личностных свойств и уровень субъекта социальных отношений. 2
- Изучение статистических связей между отдельными свойствами. 1 Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности. 1
- Уделение внимания комплексам свойств. 34 В отличие от представителей школы Теплова — Небылицына, В. С. Мерлин сосредоточил внимание не на отдельных измерениях темперамента, а на целых комплексах его свойств. 4
- Учёт динамического взаимодействия. 1 В структуре интегральной индивидуальности поддерживается оптимальное динамическое взаимодействие между свойствами разных иерархических уровней, что определяет способность личности к успешной адаптации и самореализации в социуме. 1
В рамках концепции Мерлин различал следующие уровни интегральной индивидуальности: 35
- Биохимический. 35 Характеризуется уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. 2
- Общесоматические. 35 Отражают особенности тела как биомеханической машины, вес, рост, мышечную массу, давление крови, объём лёгких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. 2
- Нейродинамические. 35 Характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. 2
- Психодинамические. 35 Например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства. 35
- Психические свойства личности. 35 Например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением. 35
- Социально-психологические. 35 Отражают специфику личностного и социального статуса человека, его принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям, или большим группам (этнос, класс, страна). 2